АЛЕКСЕЙ ГОРБУНОВ: "Женщина, как свеча, должна сгорать в экстазе"
Как говорил мудрейший артист Армен Джигарханян: "Любовь зрителя не купишь количеством фильмов, количеством ролей. Есть разница между тем, что тебя любят, и тем, что тебя знают". Можно свое лицо "поставить" в телевизор, в какой-нибудь безумный клип, но это не значит, что ты завоюешь сердца людей. Зритель, каким бы он ни был, на первый взгляд, легковерным и легкодоступным, всегда уловит разницу между искренностью и пижонством...
Кинопроизводство снова набирает обороты. Конечно, не такими темпами, как того хотелось бы, но, тем не менее, мы чаще имеем возможность видеть полюбившихся артистов. Алексей Горбунов за последние несколько лет снялся в фильмах "Жертва", "День рождения Буржуя", "Страна глухих", "Каменская", "Графиня де Монсоро". И даже когда Алексей не снимается, он все равно остается на виду благодаря своей бурной деятельности на радио, телевидении и культурно-массовых мероприятиях. Сегодня он хочет сделать концертную программу с группой "Джанкой-Бразерс"... - Алексей, в начале своей карьеры ты работал в театре Киноактера, потом был год в театре имени Леси Украинки. Почему сегодня у тебя не складываются отношения с театром? - Идти сейчас работать в театр желания нет никакого. Во-первых, мизерная зарплата. Мне уже под 40 и я не могу позволить себе ходить на службу и тупо получать деньги, на которые едва смогу прожить, и знать, что у меня больше ничего нет.
Во-вторых, в театре я буду с утра до ночи прикован, связан, поэтому заниматься чем-то еще будет сложно. Мне гораздо интересней самому что-то придумать и самому попытаться это реализовать.
В-третьих, сложно работать с театральным репертуаром, ведь я - человек дисциплинированный только сам для себя. Сегодня меня поставят играть одно, а завтра - другое... Не хочу приходить на сцену, как на завод к станку. Да я с ума сойду! В общем, это не мое. Думаю, что даже если бы меня приглашал самый известный театр в Москве, я отказался бы. По простой причине - неизвестно, когда там будет хорошая постановка. Вот антреприза - это другое дело, здесь ты связан на определенный отрезок времени.
- То есть, ты сегодня предпочитаешь находиться "в свободном полете"? - Сидя в театре, в замкнутом пространстве, не имея возможности наблюдать жизнь изнутри, мне кажется, тяжело понять, что сегодня нужно ставить, чтобы это хотели смотреть люди. Ну и, конечно, мизерный бюджет. Как можно сегодня поставить хороший спектакль, когда денег впритык? Невозможно пошить красивые костюмы, поставить фирменный свет... Я в театр прихожу и ужасаюсь при мысли, что этому свету уже 40 лет. Мне говорят:"Не в свете дело". Я согласен, но в свете ведь тоже!.. Сегодня люди воспитаны на хорошем, фирменном видео, и они знают, каким должно быть качество, а приходят в театр и видят его убогость...
- Но, тем не менее, мне известно, что ты с Юрием Одиноким задумал поставить на театральных подмостках какую-то пьесу... Да, мы с Юрой уже два года ищем деньги на постановку спектакля "Шауни" (так зовут главную героиню). И осенью планируем начать репетиции. В данном случае я выступаю как продюсер и играю главную роль. Все. Это контракт на постановку, только на данный спектакль.
- Сейчас такая ситуация, что артист рад любому предложению, лишь бы была хоть какая-то роль... - Да, артист ждет любую работу и готов ее выполнять за минимальные деньги. Как обстоят дела в кинематографе? Сегодня снялся, а потом полгода, а то и год ждешь новой роли. Потом смотришь - уже три года ожидания прошло. Собственно, чтобы быть независимым, чтобы не ходить и не просить: "Дайте мне роль...", я и пошел работать на радио и еще параллельно стал заниматься дискотекой в клубе "Аль Капоне". Поэтому я очень хорошо понимаю психологическое состояние человека, который постоянно зависим от режиссера, продюсера. Ну и плюс огромная конкуренция... Все актеры понимают, что режиссеру нужно пять человек для съемок, а их - пятьдесят. Конечно, у каждого артиста есть мечта жизни - сыграть что-то особенное, но реальность настолько жестока, что я понимаю: пусть это будет роль бомжа или милиционера, и это уже очень хорошо. Какой там Гамлет, о котором мечтали в советское время! роль Шико в "графине де Монсоро" я рассматриваю как счастливый билет, который бывает раз в жизни. Да, хочется сыграть и Гамлета, и Чехова, но сегодня это почти нереально. И, наверное, будет нереально до конца жизни...
- И, все-таки, у тебя есть мечта? Да, и это мечта театральная, которая меня преследует с первого курса института, - образ Ричарда III. Честно говоря, Шекспира играл бы всего.
О кино тяжело говорить... Дай Бог, если начнут снимать продолжение "Графини де Монсоро". Я бы очень хотел сыграть Шико через 20 лет. Мне было бы интересно понаблюдать трансформацию Шико. Но... Женя Дворжецкий погиб, а ведь с ним было многое связано...
- После выхода фильма "Груз без маркировки", в одно прекрасное утро, ты проснулся знаменитым... - После съемок в фильме "Груз без маркировки" я ушел в армию. Когда картина вышла в прокат, я получал огромные стопки писем от своих друзей, где они писали, как вся страна смотрит этот фильм и в Питере, и в Риге. У мамы моей вообще была целая гора писем от совершенно посторонних людей со всего Союза. Откуда только люди адрес узнавали? По статистике, фильм тогда посмотрело 35 миллинонов, а я в это время служил в армии. Представляешь, какой ужас! Но как-то я был в отпуске, и на Русановке, в кинотеатре "Славутич", как раз шел этот фильм. Билетов нет - аншлаг. Я - в форме, лысый, зашуганный - рассказываю билетерам, что играл в этой картине главную роль, а меня прогоняют: "Нет билетов! Ану, иди отсюда быстрее!" Правда, потом дядька механик узнал меня, и я таки попал на сеанс. И в проходе, в битком набитом кинотеатре, первый раз посмотрел свой фильм.
- Ты знаешь цену славы? - Вообще, к славе нельзя привыкать, и я рад, что молодым этого не испытал, потому что в зрелом возрасте понимаешь сиюминутность успеха.
...С Брондуковым я снимался в "Грузе без маркировки". В Таллинском порту, где проходили съемки, работать нельзя было: весь порт собирался, и люди кричали: "Боря!Боря!" и со всех сторон его дергали. Вот была популярность! А сейчас Брондуков лежит при смерти после инсульта, и никто не интересуется, как ему живется... Вот настоящая цена успеха.
- Ты снимался в роли журналиста в фильме Ю. Одинокого "Жертва". Это достаточно серьезная социальная вещь. Почему так мало подобных проектов? - Я считаю, что сегодня крайне необходимо снимать подобные вещи, но это должны делать, конечно же, талантливые люди. Социальные вещи делать трудно - нужно, чтобы это было ненавязчиво и объективно. Такое ощущение, что у нас вообще, кроме так называемого шоу-бизнеса, ничего больше нет. С утра до вечера только презетации, сериалы, политики, которые ничего решить не могут, и "зiрки".
- Твоя жена Светлана Лопухова, по всей вероятности, считается с твоим свободолюбивым и ершистым характером, раз вы уже вместе 11 лет... - Света - художница. Слава Богу, не актриса, не музыкант и не певица. Она - очень свободный человек в плане взглядов и убеждений. Поэтому меня не лечит, не советует и не подсказывает, что и как мне надо делать, поскольку понимает, что творческий человек - это индивидуальность, и давить на него нельзя. Но при этом никто так объективно мне всего не скажет, потому что Света знает все мои "плюсы" и "минусы", сильные и слабые стороны. И как бы я не обижался после этого, все равно прислушиваюсь.
- Как сегодня работается художникам? - Вот ей, кстати, работать очень хорошо - закрылась в мастерской, от мира отрезалась и работает. Хотя у художников жизнь тоже не сахар. Но Света пишет для американских и немецких заказчиков. Есть постоянные предложения; ездила два раза в Австрию с персональной выставкой.
- И в конце - традиционный вопрос о ближайших планах... - Сейчас снимаюсь у Попкова в сериале "Оборотень". Там у меня главная роль - играю капитана Рыбакова. С осени на радио, в ночном эфире, я начну делать еще одну передачу, рассчитанную только на женщин, - о сексе, эротике, любви, страсти и главное - с очень красивой, гиперсексуальной музыкой. Моя задача - чтобы женщина, слушая радио, расслабилась и раскрепостилась, и постепенно, как свеча, сгорала в экстазе... Получится, не получится - посмотрим, но передача должна быть тихой, откровенной, интимной.
Евгений Бурляй Журнал "Телегид" (Украина) август 2000