Игрок

Светлана ШЕВЕЛЕВА

Актерская судьба непостоянна, как взбалмошная женщина. Часто она поворачивается к тебе спиной, и нужно проявить немалое терпение и настойчивость, чтобы вновь увидеть ее лицо. Алексей Горбунов все это уже пережил и нынче востребован не только в кино, но и в театре. Правда, пока увидеть его работу в нашумевшей постановке Олега Меньшикова "Игроки" могут только москвичи.

— В Москве я живу гораздо спокойнее, чем в Киеве, — посетовал Алексей, когда мне наконец удалось с ним встретиться, буквально на полчаса вклинившись в сверхплотный график его жизни. — Приезжаю домой раз в две недели. За три дня мне надо успеть провести дискотеку в «Аль Капоне» и записать программы на радиостанции «Ностальжи» на месяц вперед. Жаль только, мой прямой эфир — «Человек на своей волне» — сняли. Хотя, может быть, и правильно: времени у меня нет, а к «живому» эфиру надо серьезно готовиться. Но, с другой стороны, обидно: столько сил вложено...

— А стоит ли так разрываться?

— «Аль Капоне» — это, как я говорю, мой театр, бросать который не собираюсь. Как и радио. Хотя в Москве сейчас действительно полно работы. Два спектакля у Меньшикова: «Кухня» и «Игроки». Последний идет на малой сцене «Моссовета» (в этом зале 120 мест). Чтобы он себя окупал, играть надо часто — по шесть-семь спектаклей в месяц. Попутно снялся у Хвана в прокатной картине «Кармен». Это история Кармен на современный лад. Мой персонаж — врач-психоаналитик, пытающийся понять причину убийства. Скоро выйдут два сериала с моим участием: продолжение «Марша Турецкого» (серия «Золотая пуля») и «Закон», который появится на РТР 18 марта.

— Продюсер, если не ошибаюсь, Валерий Тодоровский?

— Да, а режиссер — Саша Велединский. Это его большая дебютная работа, с которой он, по-моему, блестяще справился. На съемках я впервые столкнулся с тем, что в сериале по ходу меняли текст, придумывали новый. Ведь обычно сериал — это поток, где главное — чем проще, тем лучше: текст вымарывается, а не меняется. Здесь же я играю афериста: то бомжом представляюсь, то водилой-дальнобойщиком, то каким-то бизнесменом. А значит, постоянно меняю личины. И Велединский, как человек талантливый, понял, что такой персонаж не может говорить заученным текстом. Его язык должен быть живой, а не придуманный. Мало того что мне разрешили говорить «отсебятину», так все это вошло в фильм. Ничего не выбросили.

— Российская киноиндустрия, похоже, идет вперед семимильными шагами. Нам не угнаться...

— В Москве кино сейчас снимают, как в советское время. На студии Горького и на «Мосфильме» не хватает людей — осветителей, постановщиков, ассистентов оператора и т. д. Идет огромный вал фильмов и сериалов. Строят новые кинотеатры, масса актерских агентств открывается. И это нормально. Потому что люди понимают, что кино приносит прибыль. И, конечно, в этом смысле обидно за Украину. Ведь здесь есть потенциал, яркие люди, просто некому ими заниматься. Да что далеко ходить: оператор Сергей Михальчук, который снимал «Закон», тоже украинец. Они с Тодоровским снимали здесь рекламные ролики, и Валерий сразу же забрал его с собой.

— Неужели в первопрестольной своих операторов мало?

— Я тоже задавал такой вопрос. Мне ответили: «Такого уровня — нет!» Там вообще ценятся профессионалы в любых областях. Их лелеют и холят, поскольку очень мощная конкуренция, город жесткий, и нужны спецы. Причем не важно, бармен это, повар или артист. Если человек умеет что-то хорошо делать и по какой-то причине остался без работы, его обязательно тут же подхватят. У нас же все с точностью до наоборот. Пока меня не было в Киеве, уволили Саню Серебряного, человека, который делал музыкальный формат станции «Ностальжи». Безумно талантливый человек. Конечно, причины увольнения могут быть разными, но неужели такой профессионал больше никому не нужен? Москва так людьми не разбрасывается.

— Вернемся от горькой жизненной прозы к возвышенному. Каждая работа Меньшикова-режиссера вызывает огромный интерес у публики и дает возможность отточить критические перья. Как приняли «Игроков»?

— На «ура». На спектакле перебывало уже много известных людей: Михалков, Хазанов, Казаков, Неелова, Волчек. Так вот, Михалков собрал нас всех в гримерке Меньшикова и час бурно поздравлял. Олег очень удивился: «Он никогда в жизни не хвалит. Может сказать: «Ребята, отлично!», выпить рюмку и уйти». А тут целый час разговаривал с нами абсолютно искренне. Конечно, спектакль еще не обкатан. Но все, кто давно ходит на Меньшикова как на режиссера, в один голос говорят, что «Игроки» по режиссуре серьезно отличаются от предыдущих работ. Меньшиков открывается для меня еще и как хороший организатор. И хотя он постоянно подчеркивает, что, будучи творческим человеком, не любит заниматься делами, тем не менее делает все грамотно, профессионально и точно. При том, что рекламы особой нет, билеты распроданы на два месяца вперед. Я иногда бываю у них в офисе, где разрываются телефоны, и администрация Меньшикова отвечает: «Билетов нет, звоните в марте!»

— Возможно, такого ажиотажа можно было избежать, если бы спектакль шел на большой сцене...

— Но история-то камерная. Как говорит Олег, это анекдот, и нам нужно было сыграть именно его. А для этого необходима небольшая сцена. Хотя играть безумно тяжело, фактически перед носом у зрителя. И поскольку я хочу создать очень яркий характер своего Швахнева, меня все время не покидает ощущение, что переигрываю. Найти же середину очень трудно. Конечно, много дает Олег (он играет Утешительного) как партнер. С ним работать комфортно, он не давит, не ломает. Если советует, то в очень деликатной форме. Потом, он любит импровизировать, что-то обновлять. Не меняя общий рисунок спектакля, показывает артисту, насколько важно находить свежие краски и не бояться, например, расхохотаться. И ты понимаешь, что эту сцену можно и нужно играть именно на смехе.

— Кстати, о смехе. Не было ли соблазна сбиться в языке спектакля на суржик, как это модно нынче?

— По сюжету, Виктор Сухоруков играет две роли — отца семейства Глова-старшего и подставного чиновника Замухрышкина. Так вот, Замухрышкин — настоящий «хохол з вусами», прической «горшком» — говорит по-украински. Так захотел Меньшиков, чтобы развести две роли и добавить национальный колорит. Его текст был специально переведен на украинский язык. Виктор месяц учил этот кусок, записав его на диктофон.

— Планируются ли гастроли «Игроков»?

— Нет. Пока играем только в Москве. Олег оговорил это заранее. Во-первых, он должен начинать съемки сериала о Фандорине (пока там идет подготовительная работа). Во-вторых, в «Игроках» добротная стационарная декорация, которую очень тяжело перевозить. Плюс с нами работают студенты «Гнесинки», которые благодаря специально написанной музыке с элементами украинского фольклора создают необходимую атмосферу. Их тоже просто так сорвать нельзя. Помимо этого, важно еще обрести качество спектакля, а потом уже его возить. Хотя, думаю, с осени гастроли начнутся. Тем более что приглашений в избытке.

КСТАТИ

Пьеса Николая Васильевича Гоголя "Игроки", повествующая о ловкой махинаторской комбинации, звучит сегодня как никогда актуально. Шулер Ихарев, недавно выигравший 80 тысяч, приезжает в небольшой городок, чтобы снова поживиться. Здесь он сталкивается с компанией местных шулеров. Те предлагают "коллеге" объединиться, чтобы общими усилиями обыграть мужичка Утешительного. Ихарев ввязывается в аферу, не подозревая, что ему предстоит иметь дело с великим комбинатором. Результат - классическая ситуация "вор у вора дубинку украл".

Сайт управляется системой uCoz