Имя этого актера давно известно зрителю. На счету Горбунова уже 27 фильмов: "Гуга", "Клевета", "Яма", "Кислородный голод", "Человек команды Альфа", "Филер", "Груз без маркировки"... Алексей снялся и в нескольких сериалах: "Преступление со многими неизвестными", "Каменская", "След оборотня", "Порода".
- Алексей, ваш Шико - натура сложная, не похожая ни на одного прежде сыгранного вами героя. Наверное, не просто было войти в образ. К тому же фильм исторический - долго учились носить костюм?
- Честно говоря, особых трудностей не испытывал. Видимо, Попков не зря предложил эту роль именно мне. Он как будто чувствовал, что это мое. Когда я прочитал сценарий, то понял: режиссер не ошибся, я действительно могу справиться с этим образом. Меня даже костюмы не смутили, хотя очень часто актеру приходится привыкать к одежде своего героя. Иногда чувствуешь себя в ботфортах и плащах словно не в своей тарелке. Но в этом случае все оказалось естественно и органично. Мне все далось легко - начиная от манеры носить головной убор, кончая серьезными, сложными сценами. Абсолютно моя роль!
- Хотите сказать, что вы с Шико похожи?
- В принципе - да. И сейчас, после съемок, в обычной жизни я еще больше замечаю это сходство. К примеру, мне иногда приходится изворачиваться, как Шико. Улыбаться, как он. Заискивать перед людьми, от которых зависит судьба и осуществление каких-то проектов. Одним словом, сами знаете: быть искренним удается не всегда.
- Вы сказали, работать было легко. Следовательно, даже с режиссером конфликтов не наблюдалось?
- Никаких конфликтов. Хотя, конечно, мы спорили, и я с чем-то не соглашался, а он на чем-то настаивал. Например, Владимир просил меня проскакать на лошади. Но я в седле держусь не очень хорошо. Вот Саша Домогаров - отличный наездник, а мне не дано. Конечно, я стал упрямиться: "Зачем мне скакать? Лучше просто пройду перед камерой с лошадью"... Какие-то драки можно было сделать более интересно и эффектно. Сейчас жалею об этом.
- "Графиню де Монсоро" смотрели миллионы телезрителей. Чем вызван такой интерес к картине?
- Наверное, всем просто надоели бандитские разборки на экране. Зрители соскучились по романтическим героям. Их захватывают события, которые сейчас уже вряд ли могут произойти, герои, которые в современном мире вряд ли появятся. Зрителю нужны кумиры - так мир устроен. А в современных фильмах какие кумиры? Вор в законе с пушкой наперевес или бывшая путана, ставшая депутатом Думы?..
Знаете, после выхода нашего фильма мне приходит много писем. Люди благодарят, пишут массу приятных слов. Не ожидал, что наша картина тронет столько зрителей. Конечно, я считаю, что в основном это заслуга Владимира Попкова. Ему просто и в то же время глубоко удалось пересказать историю, написанную Александром Дюма.
- Съемки сериала "Графиня де Монсоро" длились три года. За такой долгий срок картина может и утомить...
- Действительно, столь огромный съемочный период - испытание для актера. Неизбежно накапливается усталость, потом все надоедает и через некоторое время затея кажется безумной. Но каждый актер (и я здесь не исключение) готов сниматься в любом режиме - был бы хороший, крепкий сценарий, талантливый режиссер и сплоченная команда.
- В каких киножанрах вам хотелось бы еще поработать?
- Я всегда считал себя характерным актером, при этом старался делать что-то разное, полярно противоположное. Зритель не должен привыкать к актеру, видеть его либо только злодеем, либо только любовником, либо шутом... Каждая новая роль должна быть неожиданностью, открытием. Конечно, это получается не всегда. Но я стараюсь.
- Алексей, вам довелось работать на съемочной площадке со многими талантливыми актерами. Есть встречи, которые запомнились больше всего?
- Конечно, есть. Когда снимался фильм Светланы Ильинской "Яма", моими партнерами были Татьяна Догилева, Евгений Евстигнеев, Олег Меньшиков. У Балаяна я работал с Олегом Янковским - сбылась мечта! Кстати, моя роль в фильме "Филер" первоначально предназначалась Олегу Меньшикову, но он по каким-то причинам сниматься не смог. И тогда вместо него взяли меня...
- Ваши любимые роли?
- Трудно сказать... Я все люблю, ведь к ролям привязываешься. Пожалуй, одна из любимых - роль командира роты в "Кислородном голоде". Это мужской образ в очень жестком фильме. Я до сих пор уверен, что "Кислородный голод" - лучший из всех наших фильмов, посвященных армии. Разумеется, вовсе не потому что я там снимался.
- А ваши театральные работы?
- Я, к сожалению, не много работал в театре. Играл в частных студиях, был занят в нескольких спектаклях в Театре Леси Украинки. Надеюсь, на этом поприще у меня все еще впереди.
- Вам везет в жизни?
- Все не так просто... Но по большому счету я не могу назвать себя невезучим. В начале 90-х у меня был очень сложный период. Ничего не ладилось, работы не было. Я даже пробовал работать таксистом. Много пил, потому что не знал, как из этой ситуации выбраться... Но потом стало страшно: что я делаю со своей жизнью? Выкарабкался. Все наладилось. Появилась работа.
- Актерская профессия помогает или мешает в обычной жизни?
- Я бы не стал делить свою жизнь на половинки. Я обычный человек, живу, как все - и своей работой тоже. А кому профессиональные навыки не помогали в жизни, особенно актерство? Конечно, приходилось "играть" при общении - и с простыми людьми, и с сильными мира сего. Актерская профессия помогает общаться. Неплохо бы еще и в людях разбираться, но этому, к сожалению, в театральных вузах не обучают. А минусы? Мне кажется, творческие люди сильнее переживают неудачи, удары судьбы. Актер зависимая профессия: мы зависим от всего - и от времени, и от режиссеров, и оттого, что в какой-то момент (например, съемочный) не можем обеспечить себе нормальную, полноценную жизнь.
- Приходилось завидовать чужим талантам, чужому успеху?
- Приходилось, не скрою. Завидуешь всегда. Профессия такая. Смотришь на других артистов и терзаешься вопросом: "Почему не я это играю?" Но это, так сказать, хорошая зависть. Она помогает совершенствоваться и не стоять на месте самому.
- Один из компонентов популярности - слухи об актере. Иногда творческие люди сами распускают о себе небылицы...
- Никогда в жизни о себе слухов не распускал и не собираюсь этого делать. Не хочу тиражировать или поддерживать каким-либо искусственным способом свою популярность. Конечно, сейчас, после выхода "Графини де Монсоро" мне стало проще найти деньги на осуществление новых проектов, программ, спектаклей. Но это не связано ни с какими слухами - просто зритель запомнил.
Я бы не хотел быть участником никаких скандалов, постоянно мелькать в светской хронике. Это не мое. Великие актеры, такие, как Высоцкий, Копелян, были известны и любимы миллионами людей. Они были настоящими звездами и ровным счетом ничего не делали для своей "раскрутки". На самом деле важнее то, сколько людей будут помнить о тебе после смерти, кто придет с тобой проститься, какими словами тебя будут вспоминать... А уловки для привлечения внимания к собственной персоне ни до чего хорошего не доводят.
- Следовательно, по-вашему, актеру не нужен имидж?
- Он нужен скорее "эстрадникам". На самом деле все эти новые модные слова меня очень раздражают. Я, например, не принимаю слова "визажист", "стилист". Мне "гример" и "модельер" - привычнее, роднее.
Cегодня люди слишком много внимания уделяют внешней стороне, и почти никто не говорит о душе, о сокровенном. На мой взгляд, куда интереснее узнавать, насколько человек изменился внутренне. Каждый раз для себя открывать его с новой стороны, понимать, как его изменила популярность. А вся эта мишура - поверхностна.
- Есть сейчас режиссер, с которым вы хотели бы работать? Роли, которые хотели бы сыграть?
- Очень хочется поработать с Валерием Тодоровским. Я снялся у него в эпизоде в фильме "Страна глухих" и, как и любой актер, мечтаю, разумеется, о большей роли. А вообще хотелось бы поработать с молодыми режиссерами, поучаствовать в качественно новом проекте для нашего кино. В театре мечтаю когда-нибудь сыграть Ричарда III.
- Как относитесь к критике?
- Совершенно нормально, если это объективная критика. Я и сам весьма критически отношусь к своей деятельности. Конечно, есть в моей жизни люди, мнению которых я всецело доверяю и прислушиваюсь к нему. Более того, прошу совета. А самое страшное для меня, когда самому сделанная работа не нравится, а все вокруг - хвалят.